- Моделирование профессиональных психологических трудностей на занятиях
- Моделирование необходимо для приучения сотрудников к преодолению трудностей реальных ситуаций (см. Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях), формирования для этого необходимых знаний, навыков, умений, привычек, качеств, развития профессиональных способностей (см. Морально-психологическая подготовленность сотрудника, Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника, Экстремально–психологическая подготовленность сотрудника, Профессионального мастерства группы психологическая структура)
Мотивационные явления и трудности, моделируются: созданием обстановки подчинения обучающимися сиюминутных и узких интересов, интересам долговременным, комплексным; социальным, проигрыванием ситуаций, активизирующих мотивы должного отношения к гражданам и разрешению профессиональных вопросов в соответствии с правовыми, моральными и психолого-педагогическими требованиями; проведением упражнений и игр, стимулирующих коллективистские мотивы, мотивы самоуправления, достижения положительного результата при любых трудностях, при первых недачах, созданием соревновательной обстановки и т. п.
Познавательные процессы и трудности создаются реальным восприятием обучаемыми сотрудниками явлений и процессов, типичных для трудных ситуаций профессиональных действий; целенаправленной тренировкой ощущений, внимания, памяти, представлений,; созданием обстановки, в которой сложно разобраться, созданием учебных ситуаций, имеющих психологический аспект, который надо выявить, оценить, учесть; моделированием условий нехватки информации или чрезмерного обилия ее, противоречивости, приблизительности, устарелости; созданием обстановки решения познавательных задач в состоянии волнения, острого дефицита времени и помех, необходимости обоснованного выбора одного из решений из возможных многоих; созданием условий внезапного срыва намеченного плана и необходимости быстрой перестройки действий и пр.
Эмоциональные явления и трудности вызываются: повышением ответственности за достижение результата учебных действий; созданием соревновательной обстановки; моделированием ситуаций риска и опасности, неожиданности и новизны; восприятием волнующих ситуаций; созданием значительных трудностей любого характера; неудач с первой попытки; ощутимыми контрдействиями «противника» и др.
Волевые явления и трудности возникают при: моделировании всех трудностей, их нарастании, комплексировании; действиях в состоянии усталости; высоком (до предельного) темпе, длительном напряжении, многократном повторении действий без перерыва, сильном противодействии, моделировании обстановки, требующей проявления самостоятельности, находчивости, инициативы, «выводом из строя» напарника; действиями в обстановке, вызывающей неприятные ощущения (обонятельные, температурные, болевые, истощения сил) и др.
Знакомя молодых сотрудников с трудностями ПД, необходимо укреплять обоснованную уверенность в себе, своих возможностях и подготовленности к действиях с трудных ситуациях. Надо считаться с тем, что обилие и частота больших трудностей закаляют одних, но могут надломить других. Недопустимо безотчетное запугивание трудностями. Нужна последовательность в наращивании их, разъяснения, помощь, поддержка, индивидуальный подход. При моделировании сложных экстремальных ситуаций и гиперэкстремальных (См. Экстремальные ситуации в правоохранительной деятельности), предельно испытывающих возможности обучающихся, нужна повышенная забота о безопасности и психогигиене занятий, недопущении получения обучающимися физических и психологических травм.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987; Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны: Методические материалы / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 1990; Прикладная юридическая психология…С.268-275.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.